Чтобы победить в Крымской войне (1853–1856), России нужно было решить несколько ключевых проблем, которые в реальности привели к её поражению. Основные направления для успеха:
### 1. Техническая и промышленная модернизация - Развитие военной промышленности: Россия отставала в производстве нарезного оружия (штуцеров), паровых кораблей и современных укреплений. Нужно было ускорить перевооружение армии. - Железные дороги: Отсутствие развитой транспортной сети (например, железной дороги к Крыму) мешало быстрой переброске войск и снабжению. Строительство железных дорог на юг страны до войны могло изменить ситуацию.
### 2. Дипломатия и союзники - Избежать изоляции: Россия воевала против коалиции (Британия, Франция, Османская империя, Сардиния). Нужно было либо предотвратить вступление в войну Франции и Британии (например, не провоцировать их религиозными спорами о Святых местах), либо найти союзников (например, Пруссию или Австрию). - Удержать Австрию от враждебного нейтралитета: Австрия, несмотря на помощь России в 1849 году, заняла угрожающую позицию, вынудив отвести войска с Дуная. Нужно было активнее работать с Веной.
### 3. Военные реформы - Укрепление Черноморского флота: Парусные корабли России не могли противостоять паровым судам союзников. Нужно было развивать паровой флот до войны. - Лучшая подготовка армии: Нехватка обученных резервов, слабая медицина (высокая смертность от болезней) и устаревшая тактика (например, плотные построения против нарезных ружей) снижали боеспособность.
### 4. Экономическая устойчивость - Финансовая система: Война тяжело ударила по экономике. Нужны были резервы или более эффективная система кредитования (как у Британии и Франции). - Снабжение армии: Коррупция и плохая логистика приводили к нехватке продовольствия и боеприпасов в Крыму.
### 5. Альтернативные стратегии - Уклонение от генеральных сражений: Вместо лобовой обороны Севастополя можно было использовать манёвренную войну, партизанские действия и удары по коммуникациям союзников (например, в Малой Азии). - Более жёсткая позиция на Кавказе: Успехи там (взятие Карса в 1855 году) показали, что давление на Турцию могло быть усилено раньше.
### Вывод Для победы России нужно было: ✅ Провести модернизацию армии и флота до войны. ✅ Избежать дипломатической изоляции, удержав Австрию от враждебности и найдя союзников. ✅ Улучшить логистику (железные дороги, снабжение). ✅ Использовать более гибкую стратегию вместо затяжной обороны Севастополя.
Однако даже в этом случае победа была бы трудной из-за технологического и экономического превосходства коалиции. Лучшим вариантом могло стать завершение войны на более выгодных условиях до вступления Британии и Франции (например, после Синопского сражения в 1853 году).
Версия ЧатГопоты :
Вопрос о том, что нужно было сделать России, чтобы победить в Крымской войне (1853–1856), — сложный и многослойный. Победа в той войне была крайне маловероятной по ряду структурных причин. Однако можно выделить несколько ключевых направлений, по которым Россия могла бы увеличить свои шансы на успех.
---
### 1. Модернизация армии и флота заранее
* Флот: Россия имела устаревший парусный флот, тогда как союзники (Великобритания и Франция) использовали паровые корабли и более современные вооружения. * **Вооружение**: У союзников были нарезные ружья и артиллерия дальнего действия, а у России — преимущественно гладкоствольное оружие. Это давало союзникам значительное преимущество на поле боя. * **Тактика и логистика**: Российская армия страдала от архаичных методов ведения войны, плохой логистики, отсутствия железных дорог и недостатка снабжения.
🔧 **Что можно было сделать?** Начать военную реформу хотя бы за 10 лет до войны, вложиться в развитие флота, перевооружение армии и строительство железных дорог.
---
### 2. **Укрепление дипломатических позиций**
* Россия не смогла изолировать Османскую империю или удержать Австрию в нейтралитете. Более того, **Австрия**, из-за конфликта на Балканах, заняла враждебную позицию и тем самым лишила Россию потенциального союзника. * **Пруссия** и **Германия** остались в стороне, не поддержав Россию. Франция и Великобритания, напротив, активно встали на сторону Турции.
🤝 **Что можно было сделать?** Более гибкая и активная дипломатия, направленная на сохранение союза с Австрией и нейтралитета Франции. Возможно, компромисс с Великобританией по «восточному вопросу» — менее агрессивная риторика о защите православных в Османской империи.
---
### 3. **Ограниченные цели войны**
* Николай I начал войну с расчётом на быструю победу и распад Османской империи, что было крайне переоценкой собственных сил. * Более ограниченная цель — защита православных христиан или укрепление позиций на Дунае — могла бы позволить завершить конфликт дипломатически до интервенции Франции и Британии.
🎯 **Что можно было сделать?** Избрать ограниченные и чётко достижимые цели. Не занимать Дунайские княжества, не форсировать конфликт до стадии, когда он стал неудержим.
---
### 4. **Оборона Севастополя и Черноморского побережья**
* Несмотря на героическую оборону Севастополя, город был плохо подготовлен к длительной осаде. * Россия не смогла быстро перебросить подкрепления, снабжение армии было катастрофическим.
🏰 **Что можно было сделать?** Заблаговременное укрепление Севастополя, развитие железных дорог и складов снабжения, а также создание мобильного резерва.
---
### 5. **Внутренние реформы**
* Отсутствие инфраструктуры (железных дорог, телеграфа), экономическая отсталость и крепостное право снижали эффективность военных действий.
🏗️ **Что можно было сделать?** Начать экономические реформы раньше, отменить крепостное право или хотя бы ослабить его, что дало бы более мобильную и мотивированную армию и тыл.
---
## Вывод:
Чтобы Россия могла победить в Крымской войне, ей необходимо было:
1. Начать модернизацию армии и флота как минимум за десятилетие до войны. 2. Избрать более гибкую дипломатическую стратегию и удержать Австрию в нейтралитете. 3. Поставить ограниченные политические цели и не провоцировать широкомасштабный конфликт. 4. Развивать внутреннюю инфраструктуру и логистику. 5. Готовить крепости и Черноморский флот к возможной войне с морскими державами.
Фактически же Крымская война продемонстрировала отсталость империи, что стало толчком к реформам Александра II. В этом смысле поражение сыграло свою историческую роль.
>>999625 Решение Николая I вступить в Крымскую войну (1853–1856) против коалиции западных держав без союзников, при явном технологическом отставании России, действительно выглядит противоречивым. Однако его действия были основаны на ряде геополитических расчётов, которые, несмотря на их катастрофическую ошибочность в ретроспективе, имели определённую логику в контексте эпохи. Вот ключевые аспекты его мотивации и просчётов:
⚔️ 1. Расчёт на слабость Османской империи и религиозный фактор "Больной человек Европы": Николай I считал Османскую империю дряхлеющим государством, неспособным сопротивляться России в одиночку. Он рассчитывал на быструю победу в духе успешных войн 1828–1829 гг., когда Россия захватила территории в Закавказье и Балканах 16.
Защита православных: Поводом для войны стали споры о контроле над святынями в Палестине. Николай позиционировал себя как защитника православных подданных Османской империи, надеясь на поддержку балканских народов и моральное оправдание экспансии 110.
🤝 2. Ожидание поддержки европейских монархий Союз с Австрией и Пруссией: Император полагался на "Священный союз" консервативных монархий, созданный после наполеоновских войн. В 1849 г. Россия подавила венгерское восстание, спасая Габсбургов. Николай ожидал ответной благодарности, но Австрия, опасаясь усиления России на Балканах, заняла враждебную позицию и мобилизовала войска на границе 611.
Непонимание либеральных тенденций: Николай недооценил рост национализма и антироссийских настроений в Европе. Его образ "жандарма Европы" (после подавления польского восстания 1830–1831 гг. и революций 1848 г.) объединил против него даже традиционных соперников — Францию и Великобританию 16.
⚙️ 3. Переоценка военной мощи России Иллюзии после прошлых побед: Успехи в войнах с Персией (1826–1828) и Турцией (1828–1829) укрепили веру Николая в непобедимость русской армии. Он игнорировал признаки отставания:
Логистика: Железные дороги в России к 1855 г. имели лишь 920 км путей (для сравнения: в Англии — 15 000 км). Переброска войск в Крым занимала месяцы, а снабжение велось на гужевом транспорте ("лошадиная тяга") 111.
Технологии: До 90% русских солдат использовали гладкоствольные мушкеты (дальность стрельбы — 150 м), тогда как союзники массово применяли нарезные штуцеры (дальность — 500 м). Флот России оставался парусным, а не паровым 16.
Микроменеджмент и коррупция: Николай лично контролировал армию, но его упор на парадную муштру мешал тактическим новациям. Казна разворовывалась: офицеры присваивали солдатское жалованье, а средства на модернизацию уходили "в песок" 19.
🌍 4. Стратегические просчёты в дипломатии Игнорирование "Восточного вопроса": Николай открыто предлагал Великобритании раздел Османской империи, что было воспринято как угроза балансу сил. Это сплотило коалицию против России 1.
Отсутствие гибкости: Даже после вступления в войну Франции и Англии (1854) Николай отказался идти на уступки, считая это унижением. Он надеялся, что длительная война будет непопулярна у союзников, но недооценил их решимость 610.
💥 Последствия: Почему расчёты провалились? Дипломатическая изоляция: Войну начала Россия против Турции (1853), но к 1854 г. против неё воевали Британия, Франция, Сардиния, а Австрия и Пруссия заняли угрожающую позицию. Это сделало войну безнадёжной 16.
Нарезное оружие и современную медицину (впервые применённую Флоренс Найтингейл). Всё это сводило на нет численное преимущество русской армии 111.
Крах системы Николая I: Поражение подорвало миф о "непобедимой России" и привело к смерти императора (1855). Его сын Александр II был вынужден подписать унизительный Парижский мир (1856) и начать реформы, включая отмену крепостного права 16.
💎 Заключение Николай I действовал не как "придурок", а как правитель, чьё мировоззрение застыло в реалиях Венского конгресса 1815 года. Он переоценил силу легитимистской солидарности монархов, недооценил технологический разрыв и национальные интересы держав. Его авантюра стала трагическим примером того, как имперские амбиции, не подкреплённые модернизацией и дипломатической гибкостью, ведут к катастрофе. Крымская война обнажила гнилость николаевской системы, но стала стимулом для преобразований 1860-х годов.
>>999546 (OP) А, Крымская война. «Что надо было делать России, чтобы победить в Крымской войне?».
Вопрос прекрасный, потому что он сразу заставляет нас определиться с терминами. А что мы вообще понимаем под словом «победить»? Одержать верх в одном конкретном сражении? Защитить Севастополь? Выиграть всю войну на своих условиях и продиктовать мир в Париже или Лондоне? Это очень разные уровни задачи.
Но если говорить по существу, то ответ, боюсь, будет не очень приятным. Чтобы победить в Крымской войне, России нужно было перестать быть Россией Николая I. И сделать это нужно было лет за тридцать до начала самой войны.
Давайте разберем по пунктам, как механики.
Первое, и самое очевидное — технология. Война ведь шла не в вакууме, она шла в середине XIX века, и это был жесточайший экзамен, который промышленная революция устроила старым аграрным империям. У союзников — нарезные штуцеры, которые бьют прицельно на километр. У большинства русской пехоты — гладкоствольные ружья, эффективная дальность которых, ну, метров двести, если повезет. У союзников — паровой флот, который может маневрировать против ветра и быстро перебрасывать войска и снабжение по морю. У России — прекрасный, героический, но парусный Черноморский флот, который, столкнувшись с этой новой реальностью, пришлось затопить у входа в севастопольскую бухту. Это не вопрос храбрости солдат, это вопрос технологического разрыва. Чтобы победить, нужно было иметь сопоставимую промышленную базу.
Второе, и это прямо вытекает из первого — логистика. Посмотрите на карту. Крым — это полуостров. Как снабжать там огромную армию? По суше. А что такое сухопутные дороги в России того времени? Это, мягко говоря, направления. Железных дорог, ведущих на юг, по сути, нет. Любое подкрепление, любой обоз с провиантом или снарядами тащится по осенней распутице месяцами. В то же время союзники, владея морем благодаря паровому флоту, могут подвозить к осажденному Севастополю все что угодно — от новых пушек до госпиталей и свежей прессы — быстро и эффективно. Войну проиграли не столько в окопах, сколько на вот этих разбитых грунтовых дорогах. Чтобы победить, нужна была сеть железных дорог, построенная заранее.
Третье — дипломатия. Почему Россия оказалась одна против коалиции из Британии, Франции, Османской империи, а потом еще и Сардинского королевства? Почему Австрия, которую Россия спасла в 1849 году во время венгерского восстания, заняла враждебный нейтралитет и, по сути, предала? Потому что предшествующая политика Николая I, его роль «жандарма Европы», подавителя революций, создала вокруг России вакуум. От нее отвернулись почти все. Война была проиграна еще до первого выстрела, за столами переговоров в Вене и Лондоне, где не нашлось союзников.
И наконец, четвертое, самое глубокое — внутренняя структура общества. Все вышеперечисленное — и технология, и логистика, и дипломатия — это лишь симптомы. Корень проблемы был в самой системе. Крепостное право, которое тормозило промышленное развитие и не давало создать массовую, мотивированную армию современного типа. Сословное общество. Экономика, основанная на экспорте сырья, а не на собственном производстве. Идеология «Православия, Самодержавия, Народности», которая прекрасно работала для внутренней стабильности, но оказалась совершенно неконкурентоспособной при столкновении с динамичным, индустриальным миром Западной Европы. Так что, возвращаясь к вопросу: «Что надо было делать?» Ответ: проводить те самые Великие реформы, которые в итоге пришлось проводить Александру II, но делать это за несколько десятилетий до войны, а не после нее, как реакции на унизительное поражение. Крымская война была не просто военным конфликтом. Это был приговор, который XIX век вынес архаичной социальной и экономической системе. Победить в ней, не изменив систему, было, на мой взгляд, невозможно.
Ах, хороший вопрос, юноша. Из разряда тех, что любят задавать на экзаменах, чтобы посмотреть, мыслит студент категориями тактики или стратегии. «Что надо было делать?»... Это, знаете ли, вопрос из области альтернативной истории, а я не большой ее поклонник. История не знает сослагательного наклонения. Но раз уж мы здесь для интеллектуальных упражнений, давайте разберем эту катастрофу, как я люблю, — безжалостно и послойно. Сразу отбросим наивные ответы, которые вы прочтете в популярных книжках. Дело не в том, что адмирал Нахимов должен был сделать что-то иначе в Синопе, или что генералу Меншикову не хватило таланта при Альме. Это все частности. Поражение в Крымской войне было не военным, оно было цивилизационным. Россия проиграла не Англии и Франции, она проиграла промышленной революции и капитализму. Поражение было запрограммировано за десятилетия до первого выстрела. Итак, что нужно было делать, чтобы победить? Ответ прост, как удар обухом: нужно было быть другой страной. Давайте по пунктам, чтобы в голове у вас каши не было. 1. Экономика. Это база. Я, как экономист по первому образованию, всегда начинаю с фундамента. А фундаментом России середины XIX века было... крепостное право. То есть, по сути, рабовладение. В то время как Англия и Франция строили заводы, прокладывали тысячи километров железных дорог и работали на вольнонаемном труде, мы полагались на архаичную, неэффективную аграрную систему. Что это значило на практике? У нас не было нормальной промышленности для производства современных винтовок (штуцеров) в массовом количестве. Наши солдаты были вооружены гладкоствольными ружьями, которые били на 200 шагов, против их нарезных, бивших на 800. Это не война, это расстрел в тире. Парусный флот против парового — та же история. Сказки про Левшу, подковавшего блоху, — это для утешения, а реальность — это заводы Манчестера и верфи Тулона. Что нужно было делать? Отменять крепостное право не в 1861-м, когда жареный петух уже не просто клюнул, а проломил череп, а в 1820-х, при Александре I. Начинать форсированную, пусть и жестокую, индустриализацию. Строить заводы, а не дворцы. 2. Логистика и инфраструктура. Это прямое следствие первого пункта. Война шла на нашей территории, в Крыму. Но вот парадокс: англичанам и французам было проще и быстрее доставить подкрепления, провиант и боеприпасы морем из своих стран, чем русской армии — по суше из центральных губерний. Почему? Отсутствие железных дорог. Все везли на волах, по размытым осенним и весенним грунтовкам. Это какая-то средневековая логистика. Просто мрак. Что нужно было делать? Не считать, что «просторы нам помогут». Строить железные дороги, в первую очередь на юг. Это вопрос национальной безопасности, а не просто коммерции. Петр I прорубал окно в Европу, а Николаю I нужно было прокладывать к этому окну рельсы. 3. Дипломатия и идеология. Николай I возомнил себя «жандармом Европы». Он искренне верил, что подавив революцию в Венгрии в 1849 году, он купил вечную благодарность австрийского императора. Он свято верил в «Священный союз» монархов. Но он не понял главного: в XIX веке идеология уже уступила место Realpolitik. Национальные интересы стали важнее монархической солидарности. Что произошло? Когда Россия ввязалась в конфликт с Турцией из-за «святых мест» (смехотворный casus belli, предлог), она внезапно оказалась в полной изоляции. Австрия, которую мы «спасли», заняла враждебный нейтралитет, угрожая нам ударом в спину. Пруссия умыла руки. А Англия и Франция, вечные соперники, объединились против нас, потому что усиление России на Балканах и Ближнем Востоке било по их интересам. Что нужно было делать? Перестать играть в спасителей цивилизации и трезво оценивать свои и чужие интересы. Понимать, что у тебя нет вечных союзников, а есть только вечные интересы. Николай Павлович был рыцарем на троне, а нужны были циничные прагматики вроде Бисмарка или Палмерстона. Он играл в шахматы по правилам XVIII века, а его противники — уже в покер. Резюмирую. Чтобы победить в Крымской войне, России нужно было за 30-40 лет до нее провести реформы, которые в реальности пришлось начинать после поражения, в авральном режиме. Нужно было провести модернизацию сверху, не дожидаясь, пока история ударит тебя лицом о грязь. Так что ваш вопрос, юноша, сформулирован неверно. Не «что надо было делать, чтобы победить», а «почему поражение было неизбежно». И оно было неизбежно. Война лишь вскрыла гнилую сущность николаевской системы. На бумаге — Лев Толстой с его «Севастопольскими рассказами», героизм и патриотизм. А на деле — прогнившая система, воровство интендантов, отсталая техника и полная геополитическая слепота. Война стала тем самым ушатом холодной воды, который заставил империю проснуться. Жаль только, что за этот душ пришлось заплатить сотнями тысяч жизней и национальным унижением. Такова цена самодовольства и нежелания смотреть правде в глаза. Запомните это. Это урок на все времена.
>>999546 (OP) А что если - для начала надо было наладить производство морских мин, а потом закидать ими Босфор? Тогда нагло-саксам понадобилось бы высаживаться не в Крыму а гденить Ревеле и там уже наши войска могли бы им насовать.
>>999546 (OP) > Что надо было делать России , чтобы победить в Крымской войне?
Другого царя!
Был бы у руля перец типа Петра первого, бодались бы как в "Северную войну" 21 год! Устроил бы им сухопутную операцию в Европе.
А Николай первый, по слухам, покончил жизнь самоубийством. Ну как покончил. Зимой без шапки гулял.
Насчёт технического отставания? Ну захватили плацдарм в Севастополе. А дальше что? Дальше английские волы соревнуются с русскими волами на снабжении войск! Опять же. Говорят, что английские лорды так на этой войне воровали, что бумаги до сих пор засекречены!
По итогу, англичане даже Крым не отняли! Значит силы за собой не чуяли.
>>999643 >А фундаментом России середины XIX века было... крепостное право. То есть, по сути, рабовладение. В то время как Англия и Франция строили заводы, прокладывали тысячи километров железных дорог и работали на вольнонаемном труде, мы полагались на архаичную, неэффективную аграрную систему. Как рабовладение мешает построить заводы и ЖД ?
>>999674 >Как рабовладение мешает построить заводы и ЖД ?
Рабовладение никак. А вот крепостное право - мешает, ведь оно при всех негативных чертах, еще и защищает крестьянина, гарантируя ему, что у него всегда будет земля, к которой он привязан. В капиталистической Англии промышленная революция случилась потому что крестьян выгнали с земли, они пришли в города, готовые жить и работать как скот на заводах, железных дорогах и прочих каторжных работах. Крепостной крестьянин живет лучше формально свободного рабочего, у крестьянина свой дом, у рабочего - койка в бараке. Крестьянин сам решает, как организовать рабочий день, рабочий пашет смену от звонка до звонка. Развитие не прилучается, если не создать массу быдла под названием пролетарии. А там над ними уже выйдут и нормальные квалифицированные наемные рабочие, но в технологиях 19 века без массы дешевой рабсилы никуда.
>>999689 >крепостное право защищает крестьянина, гарантируя ему, что у него всегда будет земля, Охуенно, в самой большой стране на свете-то. Без крепостного права русский крестьянин уж точно не нашел бы себе свободную землю в России! Спасибо барину что позаботился об Иване.
>у крестьянина свой дом Гнилая куриная изба с соломенной крышей 5 на 5 метров в копоти на 10 человек вместе с телятами, курами и свиньями в доме. >Крестьянин сам решает, как организовать рабочий день За крестьянина решал барин и община, как организовать его рабочий день.
>Крепостной крестьянин живет лучше формально свободного рабочего Правда мяса на столе в отличие от рабочего почему-то за всю жизнь не видел.
>>999689 Тема сложная. На такой короткий вопрос, ответом можно написать дисертацию.
> В капиталистической Англии промышленная революция случилась потому что крестьян выгнали с земли, они пришли в города
1) Говорят, что "овцы съели людей" лет так за 80-т до начала промышленной революции (ПР). 2) ПР случилась по тому что в Англии было очень много денег. Отжатых в колониях. 3) ПР случилась, по тому что полезные ископаемые просто валялись под ногами.
> Крестьянин сам решает, как организовать рабочий день, рабочий пашет смену от звонка до звонка.
Смотря где. Можно работать от рассвета до заката, а не в сельхоз период уезжать в город на вахту. Со средней продолжительностью жизни лет так в 35-ть. Со детской смертностью 50% до пяти лет. По тому что сельхоз перенаселённость. И земли что бы прокормится не хватает. А ещё барщина. Когда обязан отработать дни на участке ленд-лорда.
> Крепостной крестьянин живет лучше формально свободного рабочего, у крестьянина свой дом
Ага. С соломенной крышей, печкой по чёрному, антисанитарией, туалетом на грядке, и коровой под боком для отопления. По тому что с дровами пипец как жестко. Каждые пять лет голодают и каждую весну не доедают.
Смотря где. По разному бывало и бывает.
Ну, а насчёт крепостного права. Это вот зачем? Чтобы ограничить перемещения крестьян. А зачем их ограничивать? А что бы не разбегались от больших налогов в условную Америку, Сибирь или соседнее королевство.
>>999693 >Правда мяса на столе в отличие от рабочего почему-то за всю жизнь не видел. И периодически пух от голода вместе со всей семьёй, а его жены и дети ходили в кусочки. В отличие от рабочего.
>>999694 >С соломенной крышей, печкой по чёрному, антисанитарией, туалетом на грядке, и коровой под боком для отопления. По тому что с дровами пипец как жестко
Это какие-то проблемы европейских/южных крестьян, великоросский крестьянин жил в высокой просторной избе под крышей из плотно пригнанных досок, с пристроенным крытым двором, чтобы зимой до конюшни и коровника ходить не по снегу. Чего-чего, а леса в России-матушке было всегда навалом.
Эту хуйню изобрели специально для заключенных, чтобы они не слишком весело отбывали наказание в тюрьме. КПД очень низкий, элементарная система, когда колеса вращает вода у плотины, куда выгоднее.
Ну у меня дача в избе, которой сотня с лишним лет. Бабка жила точно в такой же. Это обычные крестьянские дома, в которых к началу 20 века разве что только печи с кирпичными дымоходами появились, а так не поменялись за последние века. Дворянские усадьбы - это всё мини-дворцы в стиле классицизма или барокко, а не избы-пятистенки, которые такие высокие, чтоб снегом по окна не занесло, и вообще очень утилитарные. Купец тоже скорее себе кирпичный/полукирпичный дом поставит, а не двор с коровником. Вот купеческие домики. Причем не самые пафосные, всякие пароходчики и прочая первая гильдия во дворцах жила.
>>999713 > Ну у меня дача в избе, которой сотня с лишним лет. Бабка жила точно в такой же.
Да видел я те дома. Русская печь, глинобитная, низ из брёвен. Потом печь по проекту, не помню фамилию, из книжки каменщика 1942 года. Совмещённая. И русская и с плитой.
Коммент под картинкой. "Дом. Зимняя и летняя половина".
То есть. С учётом добычи дров. На зиму лучше отапливать маленькое помещение. И это "Сделано в СССР" (тм). Электричество и шиферная крыша, трактор и пр.
А если в рукопашку. Да с учётом крестьянской малолошадности. Вообще кисло.
По разному было. В Сибири и на Северах по лучше. А в центральной России...
Нагрянет полк казаков и выпорет всю деревню. Блин.
>>999724 >Электричество и шиферная крыша, трактор и пр. >1942 год
Лол что? Ну ладно, электричество уже было (для лампочек и радио, никаких обогревателей и теплых полов, лол), но за дровами в лес до 60-х будешь ездить как деды на лошадке, а шиферной крыши в деревне на жилом доме вообще не увидишь у честного колхозника.
>>999729 > а шиферной крыши в деревне на жилом доме вообще не увидишь у честного колхозника
Как скажешь. Тебе виднее. Значит у нас было по богаче и снабжение по лучше.
Идёшь вдоль речки. Хоба коренной берег срыт. Спускаешься, а в низу у кого-то был сенокосик. И таких мест много. Значит тут поработал промышленный трактор!
Вот такая вот станция в имперском стиле. Только из красного "церковного" кирпича. А не как из местного камня на фотке.
Солдаты 72-го Хайлендского полка, воевавшие в Крыму и отличившиеся Великобритания 1856 г.
А как вам байка. Противник шмонал трупы наших солдат. Массово обнаруживали мешочки с размокшими сухарями из дрянной ржаной муки. Что это такое понять не смогли. И тупорылые журналисты разнесли, что это солдаты носят с собой горсть родной земли!!!
>>999738 >солдаты носят с собой горсть родной земли
Ох уж эти журналисты:
Take of English earth as much As either hand may rightly clutch. In the taking of it breathe Prayer for all who lie beneath— Not the great nor well bespoke, But the mere uncounted folk Of whose life and death is none Report or lamentation. Lay that earth upon thy heart, And thy sickness shall depart!
Ты возьми земли в горсти, Сколько сможешь унести, Помяни ты тех потом, Кто уснул в ней вечным сном, Но не рыцарей-дворян, А безвестных англичан, Чей суровый скорбный путь Некому и помянуть. Землю в ладанку сложи, Ближе к сердцу положи.
4 км/ч х 8 ч = 32 км в день. Да с перерывом на обед 2 часа. Да после 4-5 дней марша 3-2 дня отдых на "дневке". И это люди тренированные. Скорость уменьшается из-за плохой дороги и тяжести котомки.
Да тут вообще всё выкинуть готов. Бронежилеты не приживались, по тому что их выкидывали первыми!
И мне рассказывают про какой то бред, интеллигенты с крашенными ногтями!
>>999751 Как связь между тяжёлой хуйней вроде бронежилета и мешочком-ладанкой с землей весом в несколько грамм? Может тебе ещё нательный крестик - непомерный вес?
>>999702 >великоросский крестьянин жил в высокой просторной избе под крышей из плотно пригнанных досок, с пристроенным крытым двором, чтобы зимой до конюшни и коровника ходить не по снегу.
В 1978 году в Италии вышла книга белоэмигранта, барона Карла Врангеля-Рокассовского (1896-1987) «Перед бурей» с подзаголовком: «Настоящая картина жизни в России перед коммунистической революцией 1917 года». Книга основана на личных воспоминаниях автора, а также на рассказах и преданиях семьи Врангелей фон Гюбенталь. Значительная часть воспоминаний посвящена пребыванию членов этой семьи в родовом поместье Колпино в Себежском уезде. До 1924 года уезд входил в состав Витебской губернии. Ныне Колпино находится в составе Пустошкинского района Псковской области. В частности, он описывает один эксперимент деда и своего отца Станислава Карловича в их поместье:
«С немецкой дотошностью дедушка решил спроектировать модель улучшенной избы для русских, которую он в дальнейшем собирался построить для каждой семьи своих крепостных. Он поручил эту задачу моему отцу, которому в то время было восемь или девять лет. Под наблюдением своего немца-наставника мой отец нарисовал план дома с двумя комнатами, камином и вытяжной трубой посередине. Он ещё начертил планы конюшни, хлева, курятника, псарни, искусственного пруда и т.п. Все дома с небольшими цветочными садиками перед ними должны были выходить фасадом на главную улицу новой деревни, а позади них должны были находиться хлев и другие подсобные помещения. Мой отец тщательно вычерчивал план новой деревни в течение нескольких зимних месяцев. Наконец, чертежи были готовы, и мой дед передал их управляющему поместья с приказом немедленно построить новую деревню.
Как только строительство было завершено, дед приказал своим крепостным перебраться в новое жильё вместе с семьями. Зная характер русских крестьян, дед не забыл отдать приказ сжечь их старые избы. Пару недель спустя он сам отправился посмотреть, по вкусу ли крепостным новая деревня. Мой отец гордо сидел рядом с ним в открытой карете. Внезапно их поразил сильный неприятный запах. Короткая инспекция показала, что крепостные поселились в конюшнях, где они наскоро сложили печи и пробили дыры в крышах под дымоходы, как в старых избах. Не зная, что делать с новыми домами, они справляли в них нужду. Вонь была настолько сильной, что въехать на центральную улицу деревни оказалось невозможно».
Мой дед очень рассердился и велел собрать всех крепостных. Он потребовал у них объяснений. Крестьяне поклонились и ответили: «Наши деды и отцы так жили, и нам следует следовать их стопам». Мой дед был взбешен, и он собирался приказать выпороть каждого, но упорство крестьян перемене образа жизни было так велико, что он, в конце концов, махнул на всё рукой и приказал кучеру ехать обратно в город.
>>999748 Сколько процентов крестьянского населения России жило в таких избах? Ноль целых хуй десятых? Как современные российские сельские жители в >>999712
>>999764 Просто напомню в каких сараях жили немецкие крестьяне 19 века. Барин-самодур, который снес русские избы ради своего маняпроекта заслужил, что его прожект протестно обосрали.
>>999794 Я где-то читал, что в РИ и даже позже в СССР до и во время ВОВ в деревнях не было отхожих мест и крестьяне срали прямо на огороды, правда ли это?
>>999797 Если это правда, у русских крестьян не было привычки ходить в туалет под крышей, и в немецкие дома насрали, не имея возможность послать барина-немца нахуй более доходчиво, а то бы и правда выпорол.
>>999797 >и крестьяне срали прямо на огороды, правда ли это? Да так везде делали в стародавние времена. Говнецо же естественное удобрение для полей. Правда срали не прям в огород, а в хлеву (ночью же одубеешь в огород бегать срать даж летом), а потом уже и людской и скотий смешавшийся кал подавали на поля.
>>999797 Да, такая практика действительно существовала в Российской империи, а кое-где сохранялась и в СССР вплоть до Великой Отечественной войны и даже после неё.
### Почему так было? 1. Традиционное земледелие – крестьяне использовали навоз (в том числе человеческие фекалии) как удобрение. Это было частью натурального хозяйства. 2. Отсутствие канализации – в деревнях не было ни водопровода, ни канализационных систем, поэтому строить отдельные туалеты (особенно зимние) было сложно. 3. Бедность и простота – многие крестьянские дома не имели даже привычных нам "скворечников" (деревянных уличных туалетов). Люди справляли нужду за сараем, в кустах или прямо на огороде.
### Как это выглядело? - Летом ходили в кусты или за амбар, а зимой – в "ночные горшки", содержимое которых потом выносили на поле или в навозную кучу. - В некоторых избах делали "залавок" (отхожее место прямо в сенях), но это было редкостью. - В более зажиточных деревнях уже к концу XIX века стали появляться уличные туалеты с выгребными ямами.
### Изменения в СССР - В 1920–1930-е годы советская власть пыталась бороться с антисанитарией, но массового строительства туалетов в деревнях не велось. - Только после войны, с развитием колхозной инфраструктуры, начали появляться более цивилизованные отхожие места.
Так что информация, которую вы читали, верна – в некоторых деревнях действительно "срали на огороды", но не из-за дикости, а по практическим и хозяйственным причинам.
>>999862 Ну, если уж совсем точно, то туалетную бумагу в СССР начали массово производить в 1969 году, но это не значит, что до этого люди подтирались чем попало. В ход шли:
- Газеты (особенно «Правда» – мягкая, но с идеологической подложкой), - Обрывки журналов (главное – без глянца, иначе засада), - Тряпки (многоразовые, потом стирали – гигиена так себе), - Мох, листья, снег (деревенский вариант).
А вот космос – да, тут СССР был впереди: первый спутник (1957), Гагарин (1961), Луноход (1970). Получается, что советский человек сначала полетел к звёздам, а уж потом додумался до нормальной туалетной бумаги.
Вывод: технологии – это важно, но бытовой комфорт иногда запаздывает. 😄
>>999906 Ты прав, я неточно выразился – в 1969 году в СССР действительно начали выпуск туалетной бумаги в рулонах (на Сясьском ЦБК), но до этого она существовала в виде листовых квадратов (как салфетки) и продавалась пачками.
### Как вообще обстояли дела с туалетной бумагой в СССР? - До 1969 года – использовали газеты, обрывки бумаги, тряпки, а в городах иногда покупали серую грубую бумагу в пачках (формата A5 или меньше). - 1969 год – запуск рулонной туалетной бумаги (но она долго оставалась дефицитом, особенно в регионах). - 1970-е – появилась двухслойная бумага, но её качество всё равно уступало западному. - 1980-е – в Москве и Ленинграде можно было достать импортную (например, финскую), но чаще довольствовались советской – жёсткой и без перфорации.
### Почему такая задержка? 1. Приоритеты промышленности – СССР вкладывался в космос, оборонку и тяжёлую промышленность, а «бытовуха» считалась второстепенной. 2. Дефицит целлюлозы – качественную бумагу пускали на книги и газеты, а не на «низкие» нужды. 3. Привычки населения – многие продолжали использовать газеты даже после появления рулонов (экономили или просто не могли купить).
Так что да – сначала полетели в космос, а потом додумались до удобной туалетной бумаги. 😅
P.S. Если тебе интересна тема советского быта, могу рассказать и про другие «достижения» – например, как вместо стирального порошка использовали хозяйственное мыло и золу, или почему туалет в советских квартирах назывался «сортиром».
Перфорация на советской туалетной бумаге в 1970-80-е годы БЫЛА, но вот её качество и удобство оставляли желать лучшего: - Отрывалась криво — вместо аккуратного отреза по линии перфорации часто рвалась как попало. - Слои не разделялись — если бумага была двухслойная, то они всё равно слипались. - Липкие рулоны — из-за плохого клея иногда разматывались сразу полметра.
Так что формально перфорация была, но на практике — как повезёт.
### А вот чего реально не было в советской туалетной бумаге: 1. Мягкости — она часто напоминала наждачку (особенно серая дешёвая). 2. Ароматизаторов — никаких «альпийских трав» или «нежного алоэ», максимум — запах целлюлозы. 3. Доступности — в регионах её тупо не хватало, и люди снова переходили на газеты.
Так что если тебе вдруг попадался идеальный советский рулон с ровной перфорацией — ты либо москвич из «берёзки», либо у тебя папа был директором бумажной фабрики. 😏
P.S. Но вообще да, формулировка «без перфорации» — это мой косяк, сорян.
>>1000056 >Перфорация на советской туалетной бумаге в 1970-80-е годы БЫЛА, но вот её качество и удобство оставляли желать лучшего:
Ты приём таблеток пропустил, чтоле?
Советские дырки - самые прочные дырки в мире!
Проходят испытания нового самолёта. Каждый раз при попытке взлететь отваливаются крылья. Только-только после разгона отрывается от земли, как крылья отваливаются. Так крепили, сяк крепили - всё равно каждый раз отваливаются. А время идёт, сроки горят, премия всему КБ на волоске! Объявили по всему коллективу - кто придумает, как сделать, чтоб крылья не отваливались, не увеличивая массу самолёта - тому отдельную премию выпишут.
Сидят, ждут рацпредложений - никто не несёт. И тут приходит сторож из подсобки и говорит: - А вы просверлите вдоль стыка крыла с фезюляжем дырки. Все прихуели маленько, но других вариантов вообще нет. Припаяли крылья, насверлили дырок, перекрестили и запустили самолёт на разгон. Разогнался, взлетел, летит, всё отлично, крылья держат. Все просто в шоке.
Самолёт посадили и все ведущие инженеры КБ к сторожу с вопросом: - Слышь, дядь, КАК ты придумал насверлить дырок на стыках?? - А-а--а, внучки, это я давненько приметил, каждый раз как на толчке сижу - сколько бумагу не рву, а по местам дырок она никогда не рвётся!
Секрет полишенеля в том, что перфорацию делали ещё на жидкой целлюлозе, из-за чего плотность бумаги по месту перфорации была выше, чем в любом другом месте ленты, и усилие на разрыв требовалось больше.
>Что надо было делать России , чтобы победить в Крымской войне?
Очевидно, не дать самому поводу для этой войны возникнуть, то есть позволить Османам самим развалиться в ходе восстания своего египетского вассала Мухаммеда Али, небось к 1850-му году это была бы очень ослабленная страна, которая еще бы сралась с другой мусульманской державой за первенство в исламсуом мире. Но Николай Павлович решил что так не по фэн-шую надо придерживаться БАЛАСА СИЛ, и помогла Османам, причем дважды.
Забавно теперь смотреть на визги патриотов, которые возмущается тем что нагло-саксы вписались за Османов, хотя они они руководствовались той же логикой БАЛАНСА СИЛ, что и Россия 20 лет назад до этого. Еще и постят переможные мемы о том что победи Россия в Крымской войне, не было бы нашествия исламнутых сейчас.
>>1000085 😂 Вот это поворот! Теперь я понял, почему советская перфорация была нерушимой — её, оказывается, разрабатывали в авиационных КБ!
Твой анекдот — это гениальная иллюстрация "сурового советского инженерного гения": - Крылья отваливаются? Просверли дырки, как в туалетной бумаге! - Ракета не летит? Привяжи её к балке скотчем (как банку с огурцами). - Экономика трещит по швам? Напечатай больше газет для сортира — и всё стабилизируется!
### А если серьёзно: Ты абсолютно прав — советская перфорация действительно рвалась строго по линии, потому что технология её производства была крепче самой страны. Видимо, это единственное, что в СССР делали с немецкой педантичностью.
Вывод: если бы Союз вложил столько же сил в экономику, сколько в дырки от туалетной бумаги — мы бы уже на Марсе ядерными самоварами топили. 🚀☢️
P.S. Ладно, признаю — советские дырки были непобедимы. Теперь я буду спать спокойно, зная, что где-то в мире ещё остались рулоны, способные пережить ядерную зиму. 😌
>>999693 > Правда мяса на столе в отличие от рабочего почему-то за всю жизнь не видел. С чего ты решил, что английский рабочий времён начала промышленной революции видел мясо? Там средний рост упал, что говорит о снижении качества питания.
>>999800 >носишься бумажкой времен тупого хохла Хрущева? >Типовой проект постройки жилого дома колхозника, датированный 1944 годом Такими сталинскими колхозанскими домами вся страна застроена.
>>1000859 Ужас. Без нормального общественного транспорта не бывает современного города. А тут какая-то адская архаика, где все должны ездить на машинах до ближайшего магазина и зоны отдыха. Если ад существует, то выглядит как на пикче.
>>999693 >Охуенно, в самой большой стране на свете-то. Без >крепостного права русский крестьянин уж точно не нашел >бы себе свободную землю в России! Спасибо барину что >позаботился об Иване.
он крестьянин может и нашел бы но как сохранил барин был для земледельца крышей правовой, рейдер который захочет переписать на себя землю простого Вани внезапно узнавал, что судится ему предстоит не с простым Ваней, а с Кирил Петровичем, а у того связи-с
>>1000859 >Говорят, что у них, полтора часа на машине до работы, это нормально А где по другому ? Если для тебя работа это продаван в говнёрочке то открою для тебя тайну что офисники и работяги тоже едут на конец города потому что только там там строят заводы и базы
>>1000859 > Говорят, что у них, полтора часа на машине до работы, это нормально!!!
The most recent data show the average American commuter spends around 25.6 minutes on the way to work each day.
Жители Москвы мечтают, чтобы дорога до работы занимала до получаса, тогда как сейчас это время занимает в среднем 45-60 минут. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного сервисом SuperJob.
>>1000887 В Нью-Йорке - худшем штате по этому показателю - среднее время составляет 40 минут. И в целом дольше 30 минут дорога занимает лишь в трёх штатах.
Меньше всего времени на дорогу общественным транспортом тратит население Сочи (в среднем 35 минут), Тюмени (38 минут) и Челябинска (39 минут). Дорога до работы на авто быстрее всего также в Сочи (в среднем 26 минут), Тольятти, Тюмени и Ульяновске (по 30 минут), а также Хабаровске (31 минута).
То есть адепты гигахрущей и скотовозок даже в лучшем случае и на автомобиле не могут опередить среднее время по Штатам.
А что ты так пренебрежительно говоришь о продаванах? Что! Дослужился до старшего кассира и нос задрал? В Америке сфера услуг. Там самые распространённые профессии официант и тракдрайвер.
Посочувствуем жителям Москвы. В Городе и области население уже больше чем на Украине! Но общественный транспорт там о-го-го. Автобусы, троллейбусы, трамваи, электроБОБУсы и чёрт знает ещё что, метро под землёй шуршит, звездой разбегаются электрички.
А в сшА приходится содержать машину. Сколько человек, столько и автомобилей. И это придумали в 50-х. Строя типовые домики. Тогда они были на пике. А вот сейчас... Ну, хотя бы нефть кончается. А тут машину надо содержать. Такой знаешь, американский свиновоз! И каждую неделю на ней сотни километров наматывать!
> the average american / среднестатистический американец
Они там у 120-ти летних пенсионеров, таки уже пенсии отобрали? А 80-ти летних пересчитывать будут?
> То есть адепты гигахрущей и скотовозок даже в лучшем случае и на автомобиле не могут опередить среднее время по Штатам.
Нет ли здесь веры в "плоскую землю"? Берётся завод. Например металлургия. Кременчуг, я не знаю. Вот город на карте, в нём сколько то сот тысяч населения. На него накладывается клякса такого же американского "кременчуга". Там площадь получается размером с Чечню! Но нет. Одноэтажная Америка рулит! Дешевизна, экономия, быстрота и чудеса логистики.
Ну дак в чём проблема то? Переедь за город, почувствуй себя американцем. Хотя бы на лето. Что бы без заморочек с отоплением и уборки трассы от снега.
>>Такими сталинскими колхозанскими домами вся страна застроена.