До нашествия дорийцев с севера, племенной уклад, существовавший на территории будущей так называемой Древней Греции, характеризовался сильным влиянием женских культов и более высоким статусом женщин в обществе. Центральное место в религиозных культах занимали хтонические женские божества, включая широко распространенный культ Великой Матери или одной из её ипостасей – Артемиды (чьё происхождение не является чисто греческим, а имеет малоазийские корни). Это также подтверждается археологическими находками: на неолитических и бронзовых стоянках Греции обнаружено огромное количество женских статуэток, ассоциируемых с богиней-матерью.
Уничтожению этого древнего уклада способствовало дорийское вторжение, которое принесло с собой новый пантеон олимпийских богов, подчиняя древние местные культы женских божеств. Это вторжение отразилось и в культуре. Уже у Еврипида находим упоминания Ириний, как "древнейших богинь" по отношению к более позднему олимпийскому пантеону, которые были подчинены дорийским культом в их новой ипостаси уже Эвменид.
Сама мифология Греции изобилует сюжетами, отражающими эту трансформацию и новую, патриархальную реальность. Многие мифы, особенно те, что связаны с насильственным овладеванием женщинами, их похищением или принудительным браком со стороны богов-мужчин или героев, можно интерпретировать как захват, подчинение культов женских богинь с последующим установлением патриархального уклада