Главная Юзердоски Каталог Трекер NSFW Настройки

Религия

Ответить в тред Ответить в тред
Check this out!
<<
Назад | Вниз | Каталог | Обновить | Автообновление | 22 1 5
филиокве, Аквинат и восточная схизма Аноним 19/12/25 Птн 09:46:23 1166326 1
72a6269fd7a8861[...].jpg 244Кб, 946x655
946x655
Есть ли хоть какое-нибудь опровержение аргументам тезису Фомы Аквинского касательно исхождения Святого Духа от Отца и Сына? Почти все аргументы против (о том, что Дух якобы будет исходить от себя, что это нарушение правила Вселенского Собора, что это уточнение бессмысленно и тд) разобрал сам Аквинат в "Сумме теологий".



мб кто-то из православных святых отцов полноценно разбирал это?
Аноним 19/12/25 Птн 10:13:43 1166329 2
>>1166326 (OP)
Да полно аргументов, начиная с того, что Святой Дух является полноценной Личностью, а не свойством Отца. И заканчивая тем что филиокве нарушает символ веры.
Аноним 19/12/25 Птн 10:14:39 1166330 3
>>1166326 (OP)
Да и в догонку филиокве осуждено посланием восточных патриархов 1848 года.
Аноним  19/12/25 Птн 13:19:50 1166337 4
>>1166326 (OP)
Конечно есть, там предполагается в самом тексте. Смысл в том, чтобы никто ничего не увидел, особенно демонов. Ничего нельзя никому. А эти какие-то люди хотят в Европу съездить, там уже понастроили. Не римляне всякие, а эти уже сами. Нельзя ездить. Поэтому и отделились, никаких общих святых, никакого паломничества. Упоминать никого нельзя оттуда. В этом смысл этих писаний.
Аноним 19/12/25 Птн 19:32:20 1166363 5
>>1166329

Так и Фома считает Дух полноценным Лицом Троицы. Цитирую:

"Хотя имя Святой Дух не обозначает отношение, тем не менее оно употребляется как относительный термин, ввиду того что оно приспособлено для обозначения Лица, отличающегося от других только по отношению. Однако это имя можно понимать как включающее [в свое значение] отношение, если Святой Дух мы разумеем как изводимый [дыханием]."
https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/36

"Сын необходимо равен Отцу по силе. Сила деяния есть следствие совершенства природы. Так, мы видим, что чем совершеннее природа у тварей, тем большей силой для действия они обладают. Далее, как было показано выше (4), само понятие божественного отцовства или сыновства требует, чтобы Сын был равен Отцу по величию, то есть по совершенству природы. Из этого следует, что Сын равен Отцу по силе; то же самое приложимо и к Святому Духу по отношению к обоим [Лицам]."
https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/42

Можно привести и другие цитаты. Само же нарушение соборного правила объясняется приматом Папы Римского (к слову, тоже закрепленном соборно).
Аноним 19/12/25 Птн 19:35:16 1166364 6
>>1166330
Даже латиномудрствующие понимают, что в спорах между католиками и православными ссылка одной из сторон на любой Собор после 1054 года очень слабый аргумент по очевидной причине.
Аноним 19/12/25 Птн 20:19:05 1166372 7
>>1166363
>Так и Фома считает Дух полноценным Лицом Троицы.
Тогда как выходит что Отец обладая духом разделяет Его с Сыном? Ты сам процитировал что Святой Дух это некая сила которой необходимо поделиться что бы возыметь равенство с Отцом. То есть у католиков получается что Святой Дух это все же не лицо, а свойство которым можно поделиться.

Ладно давай более по простому. Отец любит Святого Духа? А Святой Дух Отца?
Аноним 19/12/25 Птн 20:36:46 1166375 8
>>1166372

Фома нигде не говорит, что нужно поделиться Духом, чтобы возыметь равенство с Отцом. Сама цитата о том, что Лица Троицы равны между собой.

Тем более, Фома нигде не говорит, что Сыну нужно делиться Духом, чтоб возыметь равенство с Отцом. Равно как и то, что Духом "делятся". Он говорит в другом вопросе о том, что Исхождение Духа происходит по Единосущию Отца и Сына. Почти там же он пишет о том, что "и от Сына" следует понимать как "через Сына".
Аноним 19/12/25 Птн 20:41:35 1166377 9
>>1166375
всегда охуевал. как у вас так получается, что вы признаете непостижимость бога, но вдруг трактуете от его имени, что то выдумываете, мыслите за него. как так
Аноним 19/12/25 Птн 20:44:59 1166378 10
>>1166377
равно с этим признается возможность Божественного Откровения, через которое Бог решил частично открыть Себя людям
Аноним 19/12/25 Птн 20:48:55 1166380 11
>>1166378
> частично открыть
а с чего вдруг?
Аноним 19/12/25 Птн 20:50:25 1166382 12
>>1166375
Далее, как было показано выше (4), само понятие божественного отцовства или сыновства требует, чтобы Сын был равен Отцу по величию, то есть по совершенству природы. Из этого следует, что Сын равен Отцу по силе; то же самое приложимо и к Святому Духу по отношению к обоим [Лицам].

Фома прямо это говорит в твоих цитатах. То есть Фома говорит что раз Отец испускает Святого Духа,то и Сын обязан поскольку они равны. Святой Дух таким образом не Личность, а лишь свойство природы Отца.
Аноним 19/12/25 Птн 20:53:54 1166383 13
>>1166375
>почти там же он пишет о том, что "и от Сына" следует понимать как "через Сына".
Через Сына означает что Святой Дух действует через Сына, а не имеет в Сыне начало. И это мнение является православным. Однако католики на Флорентийском соборе догматически утвердили, что филиокве следует понимать в смысле источника. Т.е. что Сын и Отец образуют единый источник исхождения Святого Духа. Именно такое понимание является ересью и нарушает веру символа.
Аноним 19/12/25 Птн 20:57:12 1166384 14
>>1166382

Ты буквально выделил фрагмент, из которого следует, что Отец и Сын равны по существу и по природе, а следовательно, и по силе. Далее Фома уточняет, что Дух тоже равен им из-за Единосущия с Ними, то есть, что Он равен Им по силе, а не то, что Отец и Сын равны из-за Исхождения от Них Святого Духа.
Аноним 19/12/25 Птн 20:57:51 1166385 15
>>1166382
закидал цитатами, но ты то как к этому соотносишся?
Аноним 19/12/25 Птн 21:06:59 1166386 16
>>1166383

Ну да, это факт. Вообще, я поэтому и уточнил в ОП, что "почти все". К слову, на Флорентийском была тоже формулировка "через Сына", что позволяет большей части латинствующих (хотя и некоторым горе-православным) говорить об упразднении этого вопроса между православными и латинянами, хотя очевидно, что "через" у православных - об энергийном действии Духа через Сына, а у католиков - об онтологическом Исхождении.

Ошибка Фомы, на самом деле, в несколько другом заключается, он в понятие сущности всовывает понятие тождества, ввиду чего путает ипостасные и природные свойства.

Суть изначального моего вопроса в том, чтобы посмотреть ещё возможные аргументы на воззражения Фомы, особенно в святоотеческом. Мало у кого из апологетов видел нормального разбора именно Фомы.
Аноним 19/12/25 Птн 21:16:05 1166388 17
>>1166384
Хорошо, вот другая цитата ясно поясняющая что Святой Дух воспринимается как свойство отца

По той причине, что Святой Дух исходит от Отца со всем совершенством, вовсе не излишне говорить, что Он исходит и от Сына, а, скорее, необходимо. Ибо одна сила принадлежит Отцу и Сыну, и то, что от Отца, должно быть и от Сына, если только оно не противоположно свойству сыновства, так как Сын не [происходит] от Себя, хотя Он [происходит] от Отца.
https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom-1/36
Аноним 19/12/25 Птн 21:28:21 1166390 18
>>1166386
> ввиду чего путает ипостасные и природные свойства.
Более того он вообще их не различается. У католиков божественная простота которая сливает онтологию и действие в Боге во едино. Поэтому им их теология кажется естественной и верной.
Вот в той же главе Фома начинает различать исхождение Сына и Святого Духа через энергетческие свойства:
Сын происходит через посредство ума как Слово, а Святой Дух через волю как Любовь. Но любовь должна происходить от слова. Ибо чтобы любить, нужно воспринять нечто внутренним представлением. Отсюда также становится очевидным, что Святой Дух исходит от Сына.

Любовь это определенный характер воли и действия, который един у всех Лиц. Каждое Лицо имеет определенную роль в исполнении этой единой воли в этом и различие между ними. А у католиков получается что Лица отражают лишь отдельные аспекты. Сын понимаешь происходит через ум, а Святой Дух через любовь.
Аноним 19/12/25 Птн 21:30:12 1166391 19
>>1166388
Тут скорее о том, что не Дух свойство, а Его Исхождение. И что это исходит из Сущности. Плюс это согласуется с общей ошибочной идей Аквината о необходимости отношений "от начала" для различия Лиц Троицы.
Аноним 19/12/25 Птн 21:30:47 1166392 20
>>1166386
>Суть изначального моего вопроса в том, чтобы посмотреть ещё возможные аргументы на воззражения Фомы

Мне кажется тут неплохо разобрано. Тем более это догматический документ.
https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/okruzhnoe-poslanie-1848/
Аноним 19/12/25 Птн 21:51:50 1166393 21
>>1166391
>Исхождение
Вот только исхождение это онтологическое свойство. Т.е. Дух берет своё существование одновременное у Отца и Сына, по той причине что испускание Духа это свойство Отца, которым Он обязан поделиться с Сыном. Таким образом выходит, Святой Дух это не в той же степени полноценная Личность что Отец и Сын, поскольку Его существование якобы обусловлено отношениями Отца и Сына.
Аноним 19/12/25 Птн 22:02:07 1166395 22
Настройки X
Ответить в тред X
15000
Добавить файл/ctrl-v
Стикеры X
Избранное / Топ тредов